Мальчишки и девчонки! А также их родители! Объяснения цирковых терминов и выражений узнать не хотите ли? Среди нижеприведенных есть и старинные
АНТРЕ - (от фр. "выход") - это клоунская сценка, клоунада, состоящая из серии "реприз" - шуток.
АНТРЕПРИЗА - В частных цирках А. назывался коллектив артистов, подобранный каким-либо предпринимателем, антрепренёром. Набрав труппу, антрепренёр снимал цирк, платя за аренду известную сумму его владельцу.
АНГАЖЕМЕНТ - договор, определённые гарантированные условия, предлагаемые антрепренёром артисту.
БЕРЕЙТОР - одна из незаметных, но очень важных и трудных цирковых специальностей. На плечи Б. ложится вся черновая работа по дрессировке животных, работа длительная, упорная и совершенно не известная зрителю. Многие берейтеры сами являются крупными мастерами дрессировки (К. Кривых у Ю.В. Дурова, И. Бабутин - у В.Г. Дурова и т.д. Бывший берейтор Вильямса Труцци Н. Лясковский впоследствии сам стал известным конным дрессировщиком).
"ВЕРТИКАЛЬНАЯ СТЕНА" - мотогонки по "вертикальной стене", вернее, по внутренней стороне вертикально укрепленного гигантского цилиндра. Тавтологическое выражение "ВС" прочно укоренилось в цирковом обиходе и совершенно официально употребляется в афишах, на плакатах, в разговоре и т.д.
ДЕБЮТАНТ - Д. в старом цирке назывались артисты, выступающие в каком-либо коллективе впервые. В зависимости от того, насколько был удачен первый дебют, артисту устанавливалась ставка.
ИМПРЕСАРИО - то же, что и антрепренер.
КАВАЛЬКАДА - с старом цирке - это своеобразный "раус" по городу. Артисты, в костюмах и гриме, проезжали по улицам города на слонах, верблюдах, мулах и т.п., своим необычным видом стремясь возбудить любопытство горожан, а следовательно, привлечь в цирк побольше зрителей.
КРЕПАТУРА - болезненное ощущение в мышцах, вызванное внезапной большой нагрузкой. Крепатура бывает не только у цирковых гимнастов и акробатов, но и у спортсменов, начинающих тренировки после долгого перерыва.
КАСКАД - приём цирковой акробатики: падение, кажущееся на первый взгляд нелепым, неуклюжим. В действительности же выполнение каскадов требует большой подготовки. Хорошие комики-"каскадёры" - это всегда отлично тренированные акробаты.
ЛОВИТОР - в воздушном полёте "Л." называется артист, который ловит летящего к нему в руки "вольтижёра". В партнёрской акробатике - ловитор это тот, кто ловит прыгуна на плечи или "в плечи", как говорят в цирке. Хороший ловитор - это главное действующее лицо в полёте. Он, как вратарь, ловит летящего, подчас умело корректируя не совсем точно рассчитанный прыжок, который при плохом ловиторе может окончиться падением в сетку, а иногда даже и увечьем.
ЛОНЖА - тонкий стальной трос (или верёвка), один конец которого крепится к поясу артиста во время исполнения особо опасных трюков, а в второй - либо наглухо закрепляется на гимнастическом аппарате, либо его, пропущенным через блок, держит один из униформистов, стоящий в манеже или возле занавеса. Лонжа не мешает артисту выполнять тот или иной красивый опасный трюк, но в то же время предохраняет его от падения.
ПЕРШ - длинный металлический шест, нижний конец которого один из артистов держит на лбу, на плече или за поясом. В то же время на верхнем конце шеста, порой под самым куполом цирка, партнёр (или партнёры) выполняют ряд сложных гимнастических трюков. Перш относится к одному из классических жанров циркового искусства.
ПАРТЕР - "работать в партере" - выполнять трюки непосредственно на ковре манежа.
ПРОВОЛОКА - "работать проволоку" - выполнять акробатические трюки на туго натянутой или свободно висящей проволоке.
РАМКА - аппарат, укреплённый на растяжках под куполом цирка. По форме напоминает рамку, отсюда его название.
РАУРС - выход всей труппы перед началом представления на площадку, устроенную перед цирком-шапито. Клоуны в гриме и костюмах шутят, награждают друг друга колотушками, рядом с ними силач поднимает гири, дрессировщик показывает учёную собачку. Цель этого пёстрого и шумного выступления - привлечь в цирк как можно больше зрителей.
ТЫРСА - смесь опилок и глины, которой в старом цирке устилался манеж. Арена современного цирка покрывается специальным резиновым покрытием, и Т. употребляется в основном в цирках-шапито.
УНИФОРМИСТ - цирковая униформа - рабочие, убирающие манеж в паузах между номерами, устанавливающие клетки, гимнастические аппараты и пр. Два-три дежурных униформиста помогают артистам днём, в часы репетиций. В старом цирке в обязанности почти каждого артиста, кроме отдельных "звёзд" входила работа в униформе. Исполнив свой номер, артист переодевался и шёл убирать манеж.
Само название "униформа" произошло от того, что все эти цирковые уборщики носят яркую одежду одного покроя - униформу.
ФЛИК-ФЛЯК - прыжок через голову назад, причём руки на какую-то долю секунды касаются пола; "арабский" - прыжок колесом в бок, не касаясь пола. Каждый цирковой прыжок, даже каждое фиксируемое пластическое движение имеют специальные названия. Так, например, "копфштейн" - это стойка на голове, "флажок" - одна из поз гимнаста на шесте: тело находится перпендикулярно шесту и т.д.
ЦИРКОВОЙ КОНВЕЙЕР - система использования (проката) цирковых номеров и аттракционов, принятая в советском цирке. Маршрут каждого артиста планировался соответствующим отделом Главного управления цирками. Расходы по переезду из города в город как самого артиста, так и его реквизита, оплачивались государством. Помимо этого, артист, находясь во всех городах страны, кроме одного (города, который он считает своим родным), получал суточные. Сейчас этим "занимается" Росгосцирк.
ЧРЕВОВЕЩАНИЕ - умение "вещать чревом", т.е. разговаривать якобы с закрытым ртом. Артист-чревовещатель выступал с куклами, с собаками, причём у зрителей создавалось впечатление, что эти куклы и собаки действительно "говорящие".
ШАМБАРЬЕР (ШАМБРИЕР) - длинный хлыст на гибкой длинной рукоятке, с помощью которого дрессировщик управляет действиями животных. При хлопанье издающий звук, похожий на выстрел. Указующее движение шамбриером прикасание его кончиком, пощелкивание им являются для животных условной командой, выработанной в процессе дрессировки.Чаще всего Ш. употребляется дрессировщиками лошадей. Иногда он используется клоунами как элемент репризы.
"ШКОЛЬНАЯ ЛОШАДЬ" - лошадь, выдрессированная для высшей школы верховой езды. Такая лошадь умеет под музыку танцевать польку, плясать яблочко и т.д. Вполне естественно, что запрячь такую лошадь в извозчичью пролётку - это всё равно, как если бы дрессированную "собаку-математика" использовать в качестве цепного пса.
ШПРЕХШТАЛМЕЙСТЕР - лицо, ведущее программу. Кроме объявления номеров, Ш. подаёт реплики клоунам, ассистирует во время исполнения особо сложных и ответственных номеров, следит за работой униформистов. В маленьких частных цирках в роли Ш. обычно выступал сам владелец. В советском цирке обязанности Ш. выполнял режиссёр-инспектор, который по согласованию с директором составлял план работы коллектива на весь день - от утренних репетиций до конца представления. В современном российском цирке называется инспектор манежа.
ШТЕЙН-ТРАПЕ - вид циркового гимнастического аппарата, грубо говоря - тяжёлая трапеция на удлинённых тросах. На Ш-Т. показываются специальные трюки, невыполнимые на обычной, лёгкой трапеции.
ЭКВИЛИБРИСТИКА - один из видов цирковой акробатики. Артисты этого жанра в своей работе используют самые необычные предметы в самых необычных положениях: делают стойку на бутылках, балансируют на движущихся шарах, на стульях, поставленных один на другой, и т.д. Успешная работа в области Э. требует особенно упорной ежедневной тренировки.