В гостях у Иришки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В гостях у Иришки » Цирк » Цирковые термины и выражения


Цирковые термины и выражения

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Мальчишки и девчонки! А также их родители! Объяснения цирковых терминов и выражений узнать не хотите ли? Среди нижеприведенных есть и старинные :)

АНТРЕ - (от фр. "выход") - это клоунская сценка, клоунада, состоящая из серии "реприз" - шуток.
АНТРЕПРИЗА - В частных цирках А. назывался коллектив артистов, подобранный каким-либо предпринимателем, антрепренёром. Набрав труппу, антрепренёр снимал цирк, платя за аренду известную сумму его владельцу.
АНГАЖЕМЕНТ - договор, определённые гарантированные условия, предлагаемые антрепренёром артисту.
БЕРЕЙТОР - одна из незаметных, но очень важных и трудных цирковых специальностей. На плечи Б. ложится вся черновая работа по дрессировке животных, работа длительная, упорная и совершенно не известная зрителю. Многие берейтеры сами являются крупными мастерами дрессировки (К. Кривых у Ю.В. Дурова, И. Бабутин - у В.Г. Дурова и т.д. Бывший берейтор Вильямса Труцци Н. Лясковский впоследствии сам стал известным конным дрессировщиком).
"ВЕРТИКАЛЬНАЯ СТЕНА" - мотогонки по "вертикальной стене", вернее, по внутренней стороне вертикально укрепленного гигантского цилиндра. Тавтологическое выражение "ВС" прочно укоренилось в цирковом обиходе и совершенно официально употребляется в афишах, на плакатах, в разговоре и т.д.
ДЕБЮТАНТ - Д. в старом цирке назывались артисты, выступающие в каком-либо коллективе впервые. В зависимости от того, насколько был удачен первый дебют, артисту устанавливалась ставка.
ИМПРЕСАРИО - то же, что и антрепренер.
КАВАЛЬКАДА - с старом цирке - это своеобразный "раус" по городу. Артисты, в костюмах и гриме, проезжали по улицам города на слонах, верблюдах, мулах и т.п., своим необычным видом стремясь возбудить любопытство горожан, а следовательно, привлечь в цирк побольше зрителей.
КРЕПАТУРА - болезненное ощущение в мышцах, вызванное внезапной большой нагрузкой. Крепатура бывает не только у цирковых гимнастов и акробатов, но и у спортсменов, начинающих тренировки после долгого перерыва.
КАСКАД - приём цирковой акробатики: падение, кажущееся на первый взгляд нелепым, неуклюжим. В действительности же выполнение каскадов требует большой подготовки. Хорошие комики-"каскадёры" - это всегда отлично тренированные акробаты.
ЛОВИТОР - в воздушном полёте "Л." называется артист, который ловит летящего к нему в руки "вольтижёра". В партнёрской акробатике - ловитор это тот, кто ловит прыгуна на плечи или "в плечи", как говорят в цирке. Хороший ловитор - это главное действующее лицо в полёте. Он, как вратарь, ловит летящего, подчас умело корректируя не совсем точно рассчитанный прыжок, который при плохом ловиторе может окончиться падением в сетку, а иногда даже и увечьем.
ЛОНЖА - тонкий стальной трос (или верёвка), один конец которого крепится к поясу артиста во время исполнения особо опасных трюков, а в второй - либо наглухо закрепляется на гимнастическом аппарате, либо его, пропущенным через блок, держит один из униформистов, стоящий в манеже или возле занавеса. Лонжа не мешает артисту выполнять тот или иной красивый опасный трюк, но в то же время предохраняет его от падения.
ПЕРШ - длинный металлический шест, нижний конец которого один из артистов держит на лбу, на плече или за поясом. В то же время на верхнем конце шеста, порой под самым куполом цирка, партнёр (или партнёры) выполняют ряд сложных гимнастических трюков. Перш относится к одному из классических жанров циркового искусства.
ПАРТЕР - "работать в партере" - выполнять трюки непосредственно на ковре манежа.
ПРОВОЛОКА - "работать проволоку" - выполнять акробатические трюки на туго натянутой или свободно висящей проволоке.
РАМКА - аппарат, укреплённый на растяжках под куполом цирка. По форме напоминает рамку, отсюда его название.
РАУРС - выход всей труппы перед началом представления на площадку, устроенную перед цирком-шапито. Клоуны в гриме и костюмах шутят, награждают друг друга колотушками, рядом с ними силач поднимает гири, дрессировщик показывает учёную собачку. Цель этого пёстрого и шумного выступления - привлечь в цирк как можно больше зрителей.
ТЫРСА - смесь опилок и глины, которой в старом цирке устилался манеж. Арена современного цирка покрывается специальным резиновым покрытием, и Т. употребляется в основном в цирках-шапито.
УНИФОРМИСТ - цирковая униформа - рабочие, убирающие манеж в паузах между номерами, устанавливающие клетки, гимнастические аппараты и пр. Два-три дежурных униформиста помогают артистам днём, в часы репетиций. В старом цирке в обязанности почти каждого артиста, кроме отдельных "звёзд" входила работа в униформе. Исполнив свой номер, артист переодевался и шёл убирать манеж.
Само название "униформа" произошло от того, что все эти цирковые уборщики носят яркую одежду одного покроя - униформу.
ФЛИК-ФЛЯК - прыжок через голову назад, причём руки на какую-то долю секунды касаются пола; "арабский" - прыжок колесом в бок, не касаясь пола. Каждый цирковой прыжок, даже каждое фиксируемое пластическое движение имеют специальные названия. Так, например, "копфштейн" - это стойка на голове, "флажок" - одна из поз гимнаста на шесте: тело находится перпендикулярно шесту и т.д.
ЦИРКОВОЙ КОНВЕЙЕР - система использования (проката) цирковых номеров и аттракционов, принятая в советском цирке. Маршрут каждого артиста планировался соответствующим отделом Главного управления цирками. Расходы по переезду из города в город как самого артиста, так и его реквизита, оплачивались государством. Помимо этого, артист, находясь во всех городах страны, кроме одного (города, который он считает своим родным), получал суточные. Сейчас этим "занимается" Росгосцирк.
ЧРЕВОВЕЩАНИЕ - умение "вещать чревом", т.е. разговаривать якобы с закрытым ртом. Артист-чревовещатель выступал с куклами, с собаками, причём у зрителей создавалось впечатление, что эти куклы и собаки действительно "говорящие".
ШАМБАРЬЕР (ШАМБРИЕР) - длинный хлыст на гибкой длинной рукоятке, с помощью которого дрессировщик управляет действиями животных. При хлопанье издающий звук, похожий на выстрел. Указующее движение шамбриером прикасание его кончиком, пощелкивание им являются для животных условной командой, выработанной в процессе дрессировки.Чаще всего Ш. употребляется дрессировщиками лошадей. Иногда он используется клоунами как элемент репризы.
"ШКОЛЬНАЯ ЛОШАДЬ" - лошадь, выдрессированная для высшей школы верховой езды. Такая лошадь умеет под музыку танцевать польку, плясать яблочко и т.д. Вполне естественно, что запрячь такую лошадь в извозчичью пролётку - это всё равно, как если бы дрессированную "собаку-математика" использовать в качестве цепного пса.
ШПРЕХШТАЛМЕЙСТЕР - лицо, ведущее программу. Кроме объявления номеров, Ш. подаёт реплики клоунам, ассистирует во время исполнения особо сложных и ответственных номеров, следит за работой униформистов. В маленьких частных цирках в роли Ш. обычно выступал сам владелец. В советском цирке обязанности Ш. выполнял режиссёр-инспектор, который по согласованию с директором составлял план работы коллектива на весь день - от утренних репетиций до конца представления. В современном российском цирке называется инспектор манежа.
ШТЕЙН-ТРАПЕ - вид циркового гимнастического аппарата, грубо говоря - тяжёлая трапеция на удлинённых тросах. На Ш-Т. показываются специальные трюки, невыполнимые на обычной, лёгкой трапеции.
ЭКВИЛИБРИСТИКА - один из видов цирковой акробатики. Артисты этого жанра в своей работе используют самые необычные предметы в самых необычных положениях: делают стойку на бутылках, балансируют на движущихся шарах, на стульях, поставленных один на другой, и т.д. Успешная работа в области Э. требует особенно упорной ежедневной тренировки.

0

2

АКРОБАТИКА- (от греч. асrobateo - хожу на цыпочках, лезу вверх). Главенствующий жанр (см.) цирка, состоящий из многочисленных его разновидностей (прыжковой, силовой, пластической, конной, вольтижной), - в основе которого специальные упражнения, различные по характеру и степени сложности, демонстрирующие физическое совершенство человека.

АЛЛЮР - (франц. allure - походка).  Различные виды хода лошади: шаг, галоп, иноходь, карьер, рысь.

АНТИПОД - (греч. anti - против и рus - род.падеж, podos - нога). Вид жонглирования, исполняемый артистом в лежачем положении на специальном устройстве - тринке с поднятыми вверх ногами, которыми он подбрасывает и ловит различные предметы, балансирует их, крутит шаговыми движениями и вращает в горизонтальном положении.

АНТРЕ - (франц. entree - вход, выход на сцену). Разыгрываемая клоунами  буффонадная комическая сценка, с которой они выходят на манеж как с самостоятельным номером.

АП! (англ. up - вверх). Принятая в цирке условная команда, подаваемая одним из участников номера к выполнению или завершению упражнения или другого действия.

АПАЧ - (нем. Patsch - шлепок, пощечина). Ложная пощечина, исполняемая клоунами как игровой прием. Один из них незаметно для зрителей хлопает в ладоши, когда партнер наносит ему удар.

АППАРАТ (лат. apparatus - оборудование, снаряжение).
1. Специальные механические конструкции, включающие в себя систему электролебедок и моторов. Эти конструкции подвешиваются под куполом или устанавливаются на манеже (за манежем) и предназначаются для усиления зрелищного эффекта выступления артистов. Достигается это за счет технических особенностей аппарата: вращающихся, поднимающихся, раскачивающихся, спускающихся и тому подобных конструкций.
2. Сочетание нескольких снарядов, используемых в одном номере. Например, аппарат воздушного полета состоит из мостиков, трапеций, штамбортов, ловиторки.

АППОРТИРОВКА - (франц. apporter - приносить, привозить). Разновидность конной дрессировки, демонстрируемой обычно одной лошадью, которая исполняет различные своеобразные сценки шуточного характера. Например, приносит дрессировщику в зубах заданные ей предметы, спрятанные в манеже (платочки, цветок и др.) или в специальных ящичках, лежащих на барьере манежа, а также исполняет маленькие пантомимы: "лошадь в кровати", "лошадь в ресторане" и др.

АРАПНИК - (польск.). Длинный хлыст на коротком кнутовище. Арапник применяется в джигитовке и в номерах с хищными и крупными животными, т.к. громкое щелкание кончиком арапника побуждает лошадь к быстрому бегу, а большого хищника - к действию.

АРАБЕСК - (франц. arabesgue - буквально - арабский. Позы в классическом танце). Положение туловища, при котором тяжесть тела переносится на одну ногу, а другая отводится вперед или назад. Разной модификации арабеск используется в акробатике, гимнастике, эквилибристике.

АРАБСКИЕ ПРЫЖКИ. Акробатические прыжки, впервые показанные в Европе в 40-х гг. XIX в. арабскими акробатами. Отличаются своеобразной конфигурацией, высокой динамичностью исполнения. В нашем цирке получило распространение арабское колесо (колесо, выполняемое не в сторону, как обычно, а вперед) и арабское сальто (сальто в сторону).

АРНИР - (франц. - harnais - конская упряжь, сбруя). Два кожаных ремня, прикрепленных к гурту, которыми притягивают голову лошади к груди, что оказывает воздействие на ее ход в заданном ритме и придает шее красивый изгиб.

АТЛЕТИКА (от греч. athletikos - свойственный борцам). Цирковой жанр, в котором демонстрация отлично развитой мускулатуры и трюковые упражнения с тяжестями (гирями, ядрами, штангой и др.) показываются артистом в художественно-образной форме как воспевание могущества человека, его физических и духовных качеств.

АТТРАКЦИОН - (франц. - attraction, буквально - притяжение). Особенно интересный и наиболее эффектный номер, занимающий центральное положение в программе и привлекающий внимание зрителей своими идейно-художественными качествами и высоким артистическим мастерством.

0

3

БАГЕТ - (франц. baguette - палочка)  тонкий полуобруч в руках наездницы, через который она перепрыгивает, как через скакалку, стоя на бегущей лошади.

БАЛАГАН (от перс. балахане – верхняя комната, балкон). Временное дощатое строение для цирковых и театральных зрелищ на народных гуляниях в старину.

БАЛАНСИР - (франц. balansier - качать, уравновешивать) длинный шест в руках канатоходца, с помощью которого он сохраняет равновесие на канате.

БАМБУК - (от малайского bambu - род тропического растения) снаряд для воздушной гимнастики, представляющий собой металлический шест, длиной 3-4 метра, подвешиваемый вертикально, на котором упражнения выполняются двумя гимнастами. Название снаряда от известного растения, толстый ствол которого когда-то использовался в Японии и Китае для изготовления першей, трапеций.

БАНОЛЛО - (от фамилии первого исполнителя упражнения, итальянского артиста Л. Банолло) гимнастическое упражнение - перелет с одного турника на другой с поворотом на 180 градусов в стойку на руках.

БАТОН - (франц. baton - посох, палка). Небольшая палка (стэк) с овальной подушечкой на конце или толстая бамбуковая палка, расщипленная на конце, для несильного, но звонкого удара.

БАТУТ (БАТУД) - (франц. batoud от итал. battuta - буквально - Удар). Подкидывающее устройство, представляющее собой частую сетку из прочной тесьмы, натянутую с помощью резиновых амортизаторов внутри металлической рамы на ножках или в виде сетчатой дорожки на металлических подставках, натянутой тросами и блоками к барьеру манежа.

БОГЕН - (нем. - bogen - дуга, арка, свод). Прогиб в спине,  таксируемый при исполнении некоторых упражнений.

"БУБЛИК". Небольшой кружок овальной формы, служащий опорой при выполнении стойки на голове. Изготовляется из пробки, ремня, пенопласта и подгоняется по форме головы исполнителя.

БУЛАВА - (от латин. bulla - металлический шарик). 1. Старинное орудие в виде тяжелой казенной или металлической головки на рукояти. 2. Предмет для гимнастических упражнений. Реквизит жонглера, напоминающий по форме видоизмененную модель булавы.

БУФФОНАДА (итал. Buffonata - шутка, паясничество, шутовство). Прием художественного изображения в актерской игре, известный еще со времен древнегреческого театра, площадных представлений, в выступлении шутов в эпоху средневековья, Возрождения и в постановках итальянского театра масок. Основы цирковой буффонады - осязательное преувеличение как внешних черт клоуна, так и его действий, бутафории.

0

4

ВАЛЬСЕТ (франц. valse - вальс). Темповой подскок, подпрыжка, применяемый как связующий элемент, вспомогательное действие для перехода к выполнению прыжка.

ВЕНТРОЛОГИЯ (латин. venter - живот, Logos - слово, речь. Старинное название - чревовещание, то есть "вещание животом", от славянского чрево - живот). Искусство говорить без артикуляции губ. На этом приеме строится разговорная сценка артиста с куклой.

ВОЛЬТ - (франц. volte - поворот). Элемент конной дрессировки - плавный круговой поворот лошади на месте.

Вольтиж - (от франц. voltiger - порхать)
1. Конный вольтиж - выполнение различных упражнений на лошади, бегущей по манежу в быстром темпе: седы, перемахи, висы за ногу, стойки, перевороты и т.п.
2. Акробатический вольтиж - разновидность акробатики, основанной на приёмах подбрасывания и перебрасывания верхнего нижним или нижними, осуществляемые только мускульно-темповыми усилиями без применения подкидывающих приспособлений (прежнее название "ханд-вольтиж" от нем. Hand - рука).
3. Гимнастический вольтиж - упражнения на раскачивающейся трапеции, а также отрывные упражнения в парной работе гимнастов на рамке, бамбуке, доппель-трапе.

Герадешвунг (нем. Gerade - прямая линия, нем. Schwung - взмах, полет - швунг ) - Гимнастическое упражнение, прямой (гладкий) перелет с одного снаряда на другой или в руки к ловитору.

Гимнастика (греч. gimnastike от gymnazo - упражняю, тренирую) - цирковая гимнастика - это жанр, сущность которого состоит в демонстрации в художественно-образной форме достижений физического развития человеческого тела. При этом используются гимнастические снаряды, применяемые в цирке. 

ГРЕЧЕ (нем. Gratsche - спортивная позиция: ноги врозь). Гимнастическое упражнение - из виса на сближенных руках в каче гимнаст махом поднимается в сидячее положение на турник, держа ноги врозь, и "в темп" перелетает на другой турник или выполняет с турника заднее сальто на сход. Упражнение выполняется и в парной работе гимнастов на рамке, но с перехватом руками в верхней точке взлёта.

Гротеск-наездница (франц. grotesque - причудливый, комичный) - наездница, выполняющая на скачущей лошади танцевально-акробатические и прыжковые элементы.

Группировка (от франц. grouper - соединять, группировать, нем. Gruppierung - группировка) - положение туловища, при котором ноги, предельно согнутые в коленях и тазобедренных суставах, удерживаются руками ниже колен.

Гурт (нем. Gurt - пояс, кушак) - род подпруги, опоясывающий лошадь ниже холки, с двумя поручнями, за которые наездник держится руками при выполнении упражнений в конно-акробатических номерах.

0

5

ДА КАПО (итал. da capo - повторение). Трюк или реприза, исполняемые артистом как добавление к номеру после выхода на аплодисменты.

ДОППЕЛЬ-ТРАПЕ (нем. doppel - двойной, двоякий). Гимнастический снаряд - широкая металлическая перекладина, подвешиваемая на трех веревках (с тросом внутри), из них средняя разделяет перекладину на две трапеции, на которых двое гимнастов (гимнасток) выполняют упражнения как по отдельности на каждой, так и вместе на одной из них.

ДРЕССИРОВКА (франц. dresser - обучение животных, выездка лошадей). Цирковой жанр, основанный на показе животных, зверей, птиц, проделывающих различные действия, достигнутые в результате выработки у них стойких условных рефлексов на команды дрессировщика.

ДЬЯБОЛО (франц. diabolo - старинная детская игра с конусообразными волчками). Номер, в котором демонстрируются различные конфигурации быстро вращающихся волчков, напоминающих по форме увеличенные катушки, сильно раскручиваемые при помощи тонкого шнура с двумя ручками на концах наподобие детской скакалки.

ЖАНР (франц. genre - род, вид). Цирковой жанр - исторически сложившаяся совокупность номеров, характеризующихся определенными выразительными средствами и только им присущими действенными признаками.

ЖОКЕЙ (англ. jockey - наездник на бегах, скачках). Артист, исполняющий акробатические упражнения на лошади, бегущей по кругу манежа. Жокейская работа выполняется также вдвоем и группой.

ЖОНГЛИРОВАНИЕ (франц. jongleur от лат. Joculator – шутник, забавник, остряк). Жанр, в котором артист демонстрирует искуссное умение подбрасывать и ловить предметы в определенной последовательности и в установленном ритме, а также балансировать их.

«Зеркало». Специальный обруч, обклеенный бумагой, сквозь который наездник (наездница) прыгает, прорывая бумагу. Применяется для этой цели в акробатических номерах.

ЗИТЦЕН-ТРЮК (нем. sitsen - сидеть, см. трюк). Гимнастическое упражнение - перелет с одного турника на другой с поворотом на 180° в сидячее положение.

ЗУБНИК. Кованый язычок с утолщением в средней части по конфигурации полости рта, приспособленный для выполнения различных упражнений: виса в зубах, удерживания партнера, стойки ("стойка в зубнике").

0

6

ИЛЛЮЗИОНИСТ (от лат. illusio - ошибка, заблуждение, обман зрения, вызванный искаженным восприятием). Артист, демонстрирующий различные фокусы с помощью специального реквизита, аппаратов, снабженных секретными устройствами, скрытыми от зрителей, а именно: замысловатые появления, исчезновения, превращения, перемещения различных предметов, животных, людей, основанные на обмане зрения, применении отвлекающих маневров и ловкости самого исполнителя, его ассистентов.

ИМИТАТОР (от лат. imitatio - подделка, подражание). Артист, владеющий искусством подражать различным звукам: пению птиц, звучанию музыкальных инструментов, голосам животных и т.п., что достигается соответствующей тренировкой голосового аппарата в сочетании с применением специально выработанных приемов.

КАБРИОЛЕТ (франц. cabriolet). Легкий двухколесный экипаж на высоких колесах, в который запрягается лошадь, выполняющая школьные аллюры под управлением дрессировщицы, сидящей в кабриолете. Используется и в других номерах ("акробаты на кабриолете", "жонглеры не кабриолете").

КАБРИОЛЬ (франц. cabriole - скачок).
1. В дрессировке - прыжок лошади с поджатыми передними ногами и вытянутыми задними.
2. В парной акробатике - нижний рывком поднимает верхнего в стойку на руках из кача между ног группировке.
3. В гимнастике - гимнаст, вися на рамке на подколенках, удерживает в каче партнера, который махом назад выполняет выкрут прямым туловищем между рук гимнаста.

КАУЧУК (англ. caoutchouc, от исп. caucho, от перуанcк. - упругое вещество, добываемое из некоторых растений для промышленных целей). Разновидность акробатики, основанной на демонстрации предельной гибкости тела при сгибании назад ("мостик").

КИППЕ (нем. kippe - качели). Гимнастическое упражнение на турнике - подъем из виса на руках в упор при небольшое исходном каче.

КЛИШНИК (от фамилии английского артиста Э.Клишнига). Артист, демонстрирующий с помощью специально подобранных упражнений предельную гибкость тела при сгибании вперед ("складка").

КОПФШТЕЙН (нем. stehen - стоять). Равновесие в стойке на голове.

КЛОУН (англ. clown, от лат. colonus - человек .из простонародья, нерасторопный простофиля, деревенщина). Традиционный персонаж цирка, выступающий с комическими репризами, шуточными сценками. Соответственно различным видам клоунады различны и амплуа клоунов: буффонадные, музыкальные, клоуна- дрессировщики, коверные клоуны.

КОЛОННА (франц. colonne - вертикальная опора, от лат. columna - столб). Акробатическая пирамида из трех человек, стоящих на плечах друг друга. Соответственно положению каждого из них в колонне, они именуются: нижним, средним и верхним. При сольном количестве участников пирамиду называют "колонна из четырех", "колонна из пяти". В отдельных упражнениях (заднее сальто на колонну или заднее сальто с колонны на колонну) профессионалы именуют колонной пирамиду из двух человек.

КОПФШПРУНГ (нем. Kopf - голова, sprung -   прыжок). Акробатический элемент - переворот прыжком вперед с опорой на голову или с опорой одновременно на голову и на руки.

КОРД-ДЕ-ВОЛАН (франц. corde - веревка, шнур, канат, volant – развевающийся,  летучий). Гимнастический снаряд - толстый канат, подвешиваемый горизонтально за оба конца так, что образуется провис, в середине которого артист выполняет упражнения как на месте, так и в раскачке.

КРАФТ-АКРОБАТЫ (нем. Kraft - сила). Акробаты, выполняющие упражнения только силовыми приемами ( силовые акробаты ).

КРАФТ-ЖОНГЛЕРЫ Атлеты, жонглирующие тяжестями: гирями, ядрами и другими предметами (силовые жонглеры).

КРУП (франц. croupe). Наиболее широкая часть спины лошади, используемая наездниками при выполнении элементов конной акробатики.

КУЛЬБИТ (франц. culbute - кувырок, кувыркание). Переворот вперед или назад перекатом через голову. Исполняется с места, а также прыжком с разбега.

КУПЕ (франц. - coup - толчок, удар). Положение в акробатике, из которого низкий или средний подбрасывает верхнего, стоящего на соединенных руках партнера лицом к нему.

КУРАЖ (франц. courage - смелость, храбрость). Высокие волевые качества, проявляемые артистом при выполнении сложных, опасных трюков.

КУРС (лат. cursus - бег, движение). Прыжок жокея с разбега на скачущую лошадь, при котором он встает на круп.

КУРБЕТ (франц. courbette - прыжок, скачок). Акробатический элемент - прыжок: из стойки на руках встать на ноги.

0

7

ЛОПИНГ (англ. Looping the loop - мертвая петля по сомкнутому кругу). Вращение гимнаста вокруг штамборта, к которому его ноги прикреплены специальными выступами в подошвах обуви, входящими в прорези вращающейся втулки на штамборте. Другой способ вращения - перевороты вокруг штамборта, стоя на прикрепленной к нему трапеции, имеющей жесткие стропы.

ЛЯГСКАЧ. Подъем-вскок из положения лежа согнувшись на лопатках, выполняемый за счет резкого разгиба ног в тазобедренных суставах и толчка руками от пола у плеч.

МАНЕЖ (франц. manege - помещение для обучения верховой езде и выездки лошадей). Круглая площадка в центре зрительного зала цирка, имеющая 13 м. в диаметре, на которой происходит представление.

МАНИПУЛЯТОР (ПРЕСТИДИЖИТАТОР) (лат. manus - рука, итал. presto - быстро, dijito - палец). Артист, исполняющий фокусы с небольшими предметами (картами, шариками, монетами, лентами, цветами, платочками и т.п.) за счет виртуозной техники пальцев и отличной координации движений тренированных рук.

МЕЛАНЖ-АКТ (франц. melange - смешение, acte - действие). Номер, состоящий из элементов различных жанров, из которых ни один жанр не является преобладающим.

МНЕМОТЕХНИКА (МНЕМОНИКА) (греч. mneme - память, techne -искусство: искусство запоминания). Номер, в котором демонстрируется искусство запоминания. Один исполнитель, находясь в зрительном зале, с помощью специального устного кода, изменения интонации, обусловленных фраз ("скажите скорее", "что задувал гражданин" и т.п.) и других приемов передачи, сообщает своему партнеру, находящемуся на манеже (сцене), заданные зрителям вопросы (знаменательные даты, имена знаменитых деятелей, события, номера купюр и т.п.), на которые следуют быстрые ответы.

МОНОЦИКЛ (греч. mono - один, ziole - колесо). Одноколесный велосипед, применяемый в велономерах для выполнения на нем различных трюков.

НОМЕР. Так именуется художественное произведение циркового искусства, представляющее собой совокупность трюков, исполняемых в определенной композиционной последовательности, которые в сочетании с другими специфическими средствами выразительности, отражают идейно-творческую задачу и оказывают эмоциональное воздействие на зрителей. Термин возник во второй половине XIX в. и обозначал порядок выступления артистов в балетно-оперных дивертисментах.

ПА-ДЕ-ДЕ (франц. Pas de deux - танец вдвоем). Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядок по кругу манежа.

ПА-ДЕ-ТРУА (франц. Pas de trois - танец втроем). Конный номер, в котором акробатические поддержки и пирамиды исполняются тремя артистами на трех лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.

ПАННО (франц. Panneau - плоскость). Плоская твердая площадка-матрас, покрывающая спину лошади. Применяется в некоторых конных номерах как удобная опора для наездников.

ПАНТОМИМА ЦИРКОВАЯ (греч. pantos - все, mimein - выражать). Цирковое театрализованное представление с определенным сюжетом, объединяющим номера разных цирковых жанров, в которой характер действующих лиц и содержание пантомимы выражены жестом, мимикой, телодвижениями, трюками.

ПАРАД-ПРОЛОГ.
1. Торжественный выход-марш всей труппы перед началом представления с приветствием, обращенным к зрителям.
2. Вступительная часть представления с небольшим сюжетом, посвященный какой-либо дате, событию.

ПАРФОРСКАЯ ЕЗДА (франц. Par forse , букв. – через силу). Конный номер, исполняемый наездником (наездницей), стоящим на лошади, перепрыгивающей на быстром, ходу через различные препятствия (барьеры, ленты и т.д.).

ПАССАЖ (франц. passage - переход, проход, перелет).
1. В акробатике - заданное направление полета акробата с подкидной доски, трамплина, с рук нижних как в прямом, так и во встречных направлениях.
2. В гимнастике – встречный перелет вольтижеров в полете, на турниках.
3. В верховой езде - ритмичное поднимание лошадью передней и задней ног по диагонали на короткой рыси.

ПАССИРОВКА (франц. passage – передавать, переправлять, переходить). Быстрые, ловкие действия, облегчающие выполнение разучиваемых упражнений или предохраняющих от падений, ушибов (подтолкнуть, придержать, схватить), а также умение в нужный момент отвести или подвести ленты, обруч, когда через них прыгает наездник (наездница).

ПИРУЭТ-САЛЬТО (франц. Pirouette - поворот, оборот, см. сальто). Сальто, выполненное с одновременным вращением тела акробата на 360° относительно продольной оси.

ПИСТА (франц. piste - скаковая дорожка). Узкая, трекоподобная дорожка у барьера манежа, служащая опорой для бегущей лошади, позволяющая ей сохранить определенный наклон корпуса, необходимый для устойчивости наездника.

ПЛАНШ (франц. planche - доска, гладкая поверхность).
1. Горизонтальное положение туловища, удерживаемое силой в висе или в упоре на гимнастических снарядах. Задний планш – лицом вниз, передний - лицом вверх.
2. Выпрямленное туловище (а не группированное) при выполнении сальто (сальто планшем) или при силовом выходе в стойку на руках (стойка планшем).

ПОНИ (англ. pony - маленькая лошадь). Порода малорослых лошадей, используемых в номерах конной дрессировки и в смешанных группах животных.

0


Вы здесь » В гостях у Иришки » Цирк » Цирковые термины и выражения